
На протяжении многих лет внутренняя торговля была одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережая по темпам роста другие отрасли и обеспечивая более 20% ВВП. Однако в связи с экономическим кризисом, повлекшим за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения в 2009г. впервые за последние десять лет индекс физического объема оборота розничной торговли в целом по Российской Федерации опустился ниже стопроцентной отметки и составил 95,1%. Сокращение оборота по сравнению с 2008г. наблюдалось в течение всех месяцев 2009г. (кроме января), достигнув своего пика в сентябре (-9,5% по сравнению с соответствующим месяцем 2008г.).
- финансовое состояние организаций розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования (кроме субъектов малого предпринимательства) несколько изменилось. Если в 2008г. сальдированный финансовый результат снизился по сравнению с 2007г. на 9,2%, то в 2009г. по сравнению с 2008г. сальдированный финансовый результат возрос на 8,8%. Доля убыточных организаций в общем числе организаций розничной торговли в 2009г. составила 21,6% и возросла по сравнению с 2008г. на 2,1 процентного пункта.
- на развитие розничной торговли в 2009г. было направлено 96,5 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах на 27,7% меньше, чем в 2008 году. Основным источником финансирования инвестиций являлись собственные средства организаций, которые составили 59,9% от их общего объема;
- степень износа основных фондов организаций розничной торговли (кроме субъектов малого предпринимательства) на конец 2008г. увеличилась на 1,1 процентного пункта по сравнению с концом 2007г., но оставалась более, чем в 2 раза ниже, чем степень износа основных фондов по экономике в целом (43,6%). Коэффициент обновления основных фондов организаций розничной торговли (ввод в действие основных фондов в процентах от наличия основных фондов на конец года) составил в 2008г. 26,8% и превысил среднероссийский уровень (11,6%) более, чем в 2 раза. Коэффициент ликвидации составил 1,2%, что в 2 раза больше среднего уровня по экономике (0,6%);
- в 2009г. численность работников розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, и осуществляющих ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования составила 2376,7 тыс.человек, или 5,0% от общей численности работников, занятых в организациях всех видов экономической деятельности. По сравнению с 2008г. она снизилась на 0,9%, в то же время среднемесячная начисленная заработная плата работников выросла на 8,2% и составила 70% от среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по экономике;
- за 2009г. увеличилось число хозяйствующих субъектов на потребительском рынке. Число организаций с основным видом деятельности "розничная торговля автотранспортными средствами, мотоциклами и моторным топливом" выросло на 21,7%, "розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования" - на 20,7%. Количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, увеличилось на 0,8%. В то же время, число розничных рынков сократилось за год на 5%;
- после отмечавшегося в 2007 и 2008гг. ежегодного увеличения темпов прироста цен на товары в потребительском секторе (соответственно 11,3% и 12,4%), в 2009г. тенденция в динамике потребительских цен изменилась. Индекс потребительских цен на товары в 2009г. был одним из самых низких (107,9%) за весь период наблюдения. Впервые за последние 8 лет увеличение потребительских цен на непродовольственные товары (на 9,7%) превысило его значение на продовольственные товары (6,1%). При этом прирост цен на непродовольственные товары был самым высоким за период с 2003 года;
- по данным Роспотребнадзора о качестве товаров, поступивших в 2009г. на потребительский рынок, по ряду товаров наблюдалось снижение доли продукции ненадлежащего качества и опасной для потребителя, причем по пищевым продуктам в основном улучшилось качество продукции отечественного производства, а по непродовольственным товарам - импортного производства. В то же время, по таким товарам, как рыбная и цельномолочная продукция, сахар, крупа, швейные изделия, радиоприемные устройства, холодильники, стиральные машины качество проинспектированных образцов (проб) в 2009г. было хуже, чем в 2008г. независимо от страны их производства;
- практически в течение всего года сохранялся устойчивый уровень товарных запасов в организациях розничной торговли (32-33 дня торговли), за исключением января (31 день) и декабря (29 дней);
- импорт потребительских товаров в 2009г. сократился по сравнению с 2008г. на 25,3% (в 2008г. по сравнению с 2007г. наблюдался рост более чем на 20%), в результате доля указанных товаров в объеме ресурсов оборота розничной торговли сократилась до 41% против 44% в 2008 году;
- более высокая инфляция на непродовольственные товары, чем на продукты питания, сокращение потребительского кредитования способствовали тому, что в течение всего года (за исключением января) объемы продажи непродовольственных товаров (в сопоставимых ценах) были ниже уровня 2008г. и отставали от объемов продажи пищевых продуктов. При сокращении оборота пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в целом за 2009г. на 1,6% по сравнению с 2008г. оборот непродовольственных товаров уменьшился на 8,0%;
- соотношение пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, и непродовольственных товаров до кризиса 2008г. показывало динамику увеличения доли последних. В 2009г. в структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров снизилась до 51,4% против 53,4% в 2008г. и 55,0% в 2007 году;
- прочное место в торговле по-прежнему занимает малый бизнес. Субъекты малого предпринимательства формировали в 2009г. более половины всего оборота розничной торговли;
- несмотря на отрицательную в 2009г. динамику оборота розничной торговли в целом по всем хозяйствующим субъектам, торговые сетевые структуры удерживали торговый оборот на относительно постоянном уровне (102,4% к уровню 2008г. в сопоставимых ценах). Доля продажи через сетевые форматы торговли в общем обороте розничной торговли составила 14,6% против 13,6% в 2008 году. В обороте торгующих организаций эта доля составила 24,2% (в 2008г. - 22,0%);
- на фоне снижения покупательского спроса предпочтения населения во многом были отданы рыночной торговле. При сокращении по сравнению с 2008г. объемов продажи товаров торгующими организациями (включая индивидуальных предпринимателей вне рынка) на 5,3%, объемы продажи на рынках упали лишь на 2,3% в основном за счет уменьшения покупок непродовольственных товаров, продажа пищевых продуктов на рынках сохранились практически на том же уровне (99,4%);
- впервые за последние десять лет в 2009г. индекс физического объема оборота розничной торговли в целом по Российской Федерации опустился ниже стопроцентной отметки и составил 95,1%. Сокращение оборота по сравнению с 2008г. наблюдалось в течение всех месяцев 2009г. (кроме января), достигнув своего пика в сентябре (-9,5% по сравнению с соответствующим месяцем 2008г.);
- в формировании валового внутреннего продукта Российской Федерации доля оптовой и розничной торговли (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) составила в основных ценах (включая субсидии на продукты, без налогов на них) 19,7% (в 2008г. - 20,9%);
Состояние розничной торговли в 2009г. характеризовалось следующими основными итогами:
О СОСТОЯНИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
О состоянии розничной торговли в 2009 году
Комментариев нет:
Отправить комментарий